Экологическая тропа Экспедиция в мир природы

  • Юрасова Инна Александровна, воспитатель заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – экологическое воспитание подрастающего поколения. Экология становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человека и природы. Поэтому очень важно уже с раннего возраста формировать у детей понимание того, что человек является жителем не только своей квартиры, но и общего дома – планеты Земля.

Маленькому ребенку интересно все в окружающем его мире, он радуется солнышку, зеленой траве, щебечущим птицам — мир малыша прекрасен, важно это чувство прекрасного у дошкольников поддерживать и развивать. В тоже время необходимо показать ребенку пути взаимодействия с миром природы, раскрыть внутренние связи различных подструктур, входящих в понятие «природные объекты», выработать у него стремление к таким взаимоотношениям с окружающим миром, которые бы привели ребенка к позитивному взаимодействию с ними.

Для решения этой важной задачи в нашем дошкольном учреждении был разработан и апробирован проект «Воспитание эмоционально-ценностного отношения дошкольников к природе», реализация которого предполагала создание экологической тропы «Экспедиция в мир природы».

Цель проекта – формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе.

Задачи проекта:

  1. формирование у дошкольников системы экологических знаний и представлений;
  2. развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее);
  3. освоение норм поведения в различных экосистемах и соблюдение их в практической деятельности;
  4. воспитание бережного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить поступки сверстников и действия других людей по отношению к природе);
  5. развитие наблюдательности, умения видеть и делать выводы относительно взаимосвязи явлений в природе;
  6. участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, охране и защите природы.

Экологическая тропа «Экспедиция в мир природы» стала «учебно-экспериментальной лабораторией» нашего детского сада. Этим определился ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов, созданию исследовательских групп. Большое внимание было уделено эстетической выразительности окружающего ландшафта и информационной емкости маршрута.

Экологическая тропа была разработана таким образом, чтобы она была доступна для посещения детей, как с воспитателями, так и с родителями. Маршрут проложен в естественных и искусственно созданных условиях на территории детского сада.

По своему содержанию тропа – комплексная и включает в себя несколько стоянок — станций природных экосистем: «Птичий хоровод», «Дары леса», «Волшебный пень», «Муравейник», «Метеостанция», «Березовая роща», «Валежник», «Болото», «Царство насекомых», «Лекарственные растения», «Отдыхайка», «Чистый пруд», «Огород», «Костровище», «Елочка». Проводником по экологической тропе является её сказочный герой — гриб Боровичок, которого придумали дети совместно с родителями в проведенном конкурсе рисунков «Хозяин тропы».

На каждой из 15 станций тропы дошкольники в игровой и доступной исследовательской форме знакомятся с основными экологическими понятиями – биоразнообразие, круговорот веществ, цикличность, приспособленность, пищевые цепочки и т.п.

Экспедиция в мир природы начинается со стартовой площадки, где организуется предварительная работа – подготовка к экспедиции. Проводится дидактическая игра «Что нужно для экспедиции?». Педагог знакомит детей с правилами поведения на экологической тропе, далее с помощью карт и схем определяется маршрут следования.

Станция «Птичий хоровод». Что за прекрасное пение слышится из листвы деревьев? А это что за стук? Здесь дети знакомятся с миром птиц. Изучают их строение, сравнивают между собой. Выделяют птиц, проживающих в различных экосистемах: город, лес, луг, озеро. Проводятся дидактические игры «Назови птицу», «Назови перелётных птиц».

Станция «Дары леса». Богата земля Югорская своими грибами, да ягодами, а такой клюквы, как у нас, пожалуй, нет больше нигде. Как отличить съедобные ягоды, от несъедобных? А какие еще ягоды вы знаете, и возможно собирали вместе с мамой и папой в лесу? Дети знакомятся с дикоросами Югорской земли, учатся любить и уважать природу родного края, за те природные богатства, которые она нам дарит.

Станция «Волшебный пень». Что за чудный дом такой? С помощью лупы дошкольники рассматривают мхи, лишайники, грибы, растущие на пне. Знакомятся с жуками-короедами и следами их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе.

Станция «Муравейник». Неутомимые труженики природы, пример трудолюбия и аккуратности. Муравейник – это сказочный дом с тысячами жителей, где каждый выполняет свою роль: защитника, добытчика пищи, няньки и т.д. Дошкольники совместно с воспитателем наблюдают за жизнью муравейника, отдельных его обитателей. Проводятся дидактические игры «Сочини сказку про муравья-труженика», «Как можно найти муравейник?» и др.

Станция «Метеоплощадка» со специальным оборудованием (барометр, термометр, флюгер – самолет, воздушный змей, солнечные часы, дождемер) предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Экспериментальная деятельность, в которую вовлекаются дети, позволяет обогатить опыт ребенка-дошкольника, стимулировать мыслительную активность, самостоятельность, удовлетворить естественную потребность к познанию окружающего мира.

Станция «Березовая роща». Лес, каким он бывает разным – приветливым светлым и темным дремучим, с высокими деревьями и низкими кустарниками. На этой стоянке дети познают разнообразие деревьев и кустарников, изучают их строение, сравнивают между собой. Проводятся дидактические игры «Растения леса», «Узнай дерево по описанию», «Назови растение». Подвижные игры «К берёзе, иве, беги», «Под каким деревом спрятано?», обсуждаются ситуации «Что останется, от леса после пожара», «Как помочь лесу?». Дети вместе с воспитателем составляют правила поведения в лесу.

Станция «Валежник». Сломленные ветром, навалом снега, упавшие на землю сучья, ветви и деревья. Все это называется валежником. Дети исследуют кору, ветки и «рисунок» на стволах деревьев. Живут ли на сваленном дереве насекомые, и чем они питаются? Чем опасен валежник, когда в лесу засуха? Что может сделать человек, чтобы не произошло пожара? На все эти вопросы, дошкольники совместно с воспитателем ищут и находят ответы.

Станция «Болото». Лягушки-квакушки, водомерки, камыши и многое другое. Дети знакомятся с экосистемой болото: растениями, насекомыми и разнообразным животным миром. Обсуждают правила поведения на болотистых местах.

Станция «Царство насекомых». Луговые цветы, их яркие краски и запах, привлекают множество насекомых: пчел, собирающих нектар, муравьев и жуков. Дети знакомятся с экосистемой – луг, закрепляют знания о растениях и насекомых, распространенных в Тюменской области. Проводятся дидактические игры «Луговые цветы», «Узнай насекомое по описанию», «Составь рассказ – труженица пчела».

Станция «Лекарственные растения». Объект создан для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их особенности и предназначение. Дети знакомятся с тысячелистником обыкновенным, подорожником большим, мать-и-мачехой и др. Они исследуют форму, цвет, размер, запах цветков, структуру листьев: шершавые, гладкие, ворсистые. Дошкольники узнают лечебные свойства растений, правила сбора, а также с тем, какие именно части: цветок, корень, стебель применяются для лечения болезней.

Станция «Отдыхайка». А теперь представьте что вы …? Пройдена большая часть маршрута, можно немного отдохнуть, а лучший отдых для детей, конечно же, игровая деятельность. Здесь ребятам предлагается перевоплотиться в птиц, пчел, жуков, лягушек-квакушек – разнообразных представителей животного мира, с которыми они уже познакомились на экологической тропе. В зависимости от возраста предлагаются различные игры, направленные на развитие воображения, творчества и инициативы, а также совместно с воспитателем закрепляются правила поведения в природе.

Станция «Чистый пруд». Дождик, снег и лед, лужа, пруд, озеро – все это вода. Воспитатель вместе с детьми определяет значение воды в жизни человека, животных и растений. Дошкольники закрепляют знания, где и в каком виде существуют вода в природе.

Оборудованный искусственный пруд позволяет воспитанникам узнать о водоёмах, особенностях растений и животных, проживающих в воде. С детьми проводятся беседы о загрязнении водоёмов, последствиях неграмотного поведения людей для их обитателей. Разыгрываются ситуации: «Загрязнение пруда. Что произойдёт с растениями и животными?», «Как исправить последствия загрязнения?»

Станция «Огород». Овощи и фрукты – полезные продукты. Станция представляет собой сюжетный овощной огород, на котом произрастают районированные культуры неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений: лук, горох, бобы, редис, салат, а также морковь, свекла, перец, кабачки, капуста, томаты, картофель и многое другое. Работа на огороде начинается весной и заканчивается поздней осенью, дошкольники в зависимости от возраста участвуют в посадке и поливке растений, наблюдают за их ростом, обсуждают особенности развития различных растений.

Станция «Костровище». Огонек — может быть теплым и приветливым, огонь – обжигающим и разрушающим все на своем пути. Дети узнают о правилах организации стоянки в лесу. С дошкольниками обсуждаются вопросы влияния присутствия человека на различные экосистемы и как снизить риск их разрушения. Совместно с воспитателем разрабатываются правила поведения в лесу.

Станция «Елочка». Елочка-иголочка как ты хороша, елочка – иголочка в гости к нам пришла. Оказываются на деревьях, могут расти не только листочки, но и иголки, да довольно острые. Дети на этой станции учатся отличать ель от сосны и кедра, вспоминают сказки и песни про елочку. Узнают, что срубленная елка больше никогда не будет расти дальше, значит надо её беречь и охранять.

Важно отметить, что продолжительность «Экспедиции в мир природы» и количество станций для прохождения по экологической тропе зависит от возрастного состава группы и цели экскурсантов. На особенно полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Также возможно проведения отдельных тематических интегрированных занятий, например на станциях «Метеоплощадка» и «Огород».

В процессе реализации проекта дети не только вели наблюдения и экспериментировали на экологической тропе, но и знакомились с литературными произведениями, посвященные экологической тематике, сочиняли сказки и рассказы. И конечно же рисовали, лепили из пластилина, мастерили из бросового природного материала поделки. Все эти работы в последствии стали экспонатами экологической выставки, которую могут посетить не только ребята, но и их родители. Важно отметить, что к изготовлению поделок из природного материала также активно подключились и родители, создавая вместе с детьми целые сюжеты из лесной жизни.

Таким образом, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.





Внимание, только СЕГОДНЯ!
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *