Конспект урока русского языка Правописание приставок, оканчивающихся на З–С

  • Литвинова Зоя Викторовна, учитель начальных классов

Цели:

  1. Создать условия для повторения и закрепления написания приставок, оканчивающихся на з/с.
  2. Совершенствовать навыки каллиграфического, грамотного безошибочного письма.
  3. Содействовать развитию письменной речи; словесно-логического мышления, развитию слуховой, зрительной и образной памяти; повышать речевую культуру.
  4. Содействовать воспитанию интереса к предмету, самостоятельность, аккуратность;
  5. Содействовать укреплению и сохранению здоровья учащихся.

Тип учебного предмета: Закрепление знаний и способов деятельности.

Форма проведения: учебный урок.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык» 3 класс, тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» №1;
  2. Карточки для индивидуальной и дифференцированной работы для работы в парах, четверках;
  3. Материал для рефлексии;
  4. Девиз класса.

Ход урока

I. Мотивационный момент

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.

– Наш урок необычен. У нас много гостей. Уделите свое внимание гостям, повернитесь, поздоровайтесь и поздоровайтесь.

– А теперь улыбнемся друг другу.

– Присаживайтесь.

Психологический настрой.

Удобно сядьте. Прочитаем тексты на листах, чтобы настроиться на урок.

Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

Учитель: как мы будем работать?

Дети: Дружно, терпеливо, внимательно, уважительно.

Назовите девиз: Мы сможем, мы сумеем, у нас получится.

II. Актуализация субъектного опыта учащихся

Сегодня право писать в «Почетных тетрадях» предоставляется …

– Слово дежурным: (говорят и одновременно делают)

Откроем тетради,
Проверим посадку,
Запишем число, вид работы и день недели по середине листа, под диктовку:
15 октября
Классная работа
Пятница

1. Каллиграфическая минутка

Цель: Подготовка кисти руки к письму и формирование навыка красивого написания букв и сочетаний.

На доске написано

Прописать заглавную и строчную буквы.

Какое слова написано? …

– Сформулируйте тему урока.

– Назовите цели урока.

2. Словарная работа

Коллективная работа в парах сменного состава «Ручеек»

(каждому ученику дается на листочке 2 словарных слова, которые записывает в тетрадь, а затем диктует соседу)

Малина, остров, интересный, октябрь, учитель, ученик, привет, расстояние, песок, гигант.

Взаимопроверка: меняются тетрадями и на полях выставляют друг другу оценку карандашом.

3. Орфографический тренинг

(устная работа по определению написания приставки)

Что такое приставка? (это часть слова, которая находиться перед корнем и служит для образования новых слов)

Вспомнить правило: Чтобы правильно написать приставку, нужно послушать, как звучит слово, и определить, с какого звука начинается корень: если с глухой согласной – с, если со звонкой – з.

Устный разбор

[Ис]купаться, [раз]бежаться, [без]ветренный, [ис]пугаться, [без]домный, [раз]дать, [ис]править, [рас]пустить, [ис]пользовать, [из]бавить.

Задание:

  • Выписать слова с приставкой, оканчивающейся на с – 1 вариант,
  • Выписать слова с приставкой, оканчивающейся на з – 2 вариант;

Вывод. Как нужно писать приставки, оканчивающиеся на з/с

III. Физминутка

(проводят дежурные, выходят к доске)

Мы устали не на шутку,
Проведем физкультминутку.
Глазки дружно закрываем,
На природу попадаем.
Здесь вокруг такая тишь,
Лишь шумит в реке камыш. (покачивание)
Нежный теплый солнца луч.
Показал в траве нам ключ,
Наклоняемся, попьем, (наклон)
Дальше дружно мы идем. (шагаем)
Что за речь слышна вдали?
Улетают журавли. (показ)
Нам бросают клич прощальный:
До свидания, до свидания!
Им рукой помашем дружно, (показ)
Возвращаться в класс нам нужно.

IV. Закрепление

1. Работа в парах – советуемся

Дифференцированная работа:

1 группа работает по с. 55, упражнение 2.

Задание: Списать, вставить нужную букву в приставки.

Самопроверка( на экране)

Учитель спрашивает:

  • Кто написал без ошибок?
  • Кто допустил одну ошибку?

2 группа работает в печатных тетрадях с. 23, упр. 1

Задание: Вставить пропущенные буквы.( проверяет учитель)

Вывод: Как нужно правильно написать приставки?

V. Физминутка для глаз

  • Работа по плакату. Глазами следим за листочком, прикрепленный на кончик указки.
  • Смотрим на кончик носа, а затем вдаль на круги
  • Кончиком носа пишем слово приставки

2 . Самостоятельная работа

Сейчас мы это проверим небольшим тестом ( каждому раздается лист с тестом)

Тест

  1. Что такое приставка?
    • это слово,
    • это часть предложения,
    • это часть слова.
  2. Для чего служит приставка?
    • для связи слов в предложении,
    • для образования новых слов,
  3. Где находиться приставка?
    • после корня,
    • между корнем и окончанием,
    • перед корнем.
  4. Найти ошибки:
    • бесполезный,
    • разкидать,
    • изправить.

(я проверю – всем поставлю оценки)

VI. Физминутка

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Письмо кулачками восьмерки.

VII. Творческая работа

Работа в парах.

На листочках написаны предложения.

Задание: записать предложение себе в тетрадь. Найти грамматическую основу предложения. Рассуждаем вслух, сосед слушает, а потом наоборот.

Коллективная работа в четверках (6 четверки)

Задание: Расставить предложения по порядку. У вас должен получиться связный мини-текст.

1 четверка:

  1. Вот и промчалось знойное лето.
  2. На землю пришла осень.
  3. Дни стоят холодные.
  4. Часто идут дожди.

2 четверка:

  1. Осенью деревья сбрасывают листву.
  2. Земля покрывается разноцветным ковром.
  3. Ветер срывает с деревьев последние листочки.
  4. Сухие листья шуршат под ногами.

3 четверка:

  1. Птицы готовятся к отлету.
  2. Они собираются в стаи.
  3. Уже улетели последние птицы.
  4. Смолкли птичьи голоса.

4 четверка:

  1. В лесу все стихло.
  2. Медведь все еще бродит по лесу.
  3. Животные меняют летнюю шубку на зимнюю.
  4. Для них наступает трудная пора.

5 четверка:

  1. По опушкам лесов растут грибы.
  2. На лесных полянах краснеют гроздья рябины.
  3. Воздух стал чистым и прозрачным.
  4. Отчетливо разносятся голоса.

6 четверка:

  1. Широко раскинулось поле.
  2. Тихо ползут над черным полем облака.
  3. Стучат машины.
  4. Дружно трудятся люди.

Проверка. Зачитываются получившиеся мини- тексты.

Учитель: У нас получился большой рассказ об осени.

VIII. Физминутка

Массаж точек лица.

IX. Итог урок

Чему мы учились на уроке?

Вывод урока: Как правильно написать приставки?

(чтобы правильно написать приставки, оканчивающиеся на з/с нужно произнести слово, определить на какой звук начинается корень, если на глухой звук – с, если на звонкий звук – з)

Х. Рефлексия

Урок мы начинали с девиза. Скажите, кто что смог, сумел, у кого что получилось?

Возьмите листочки и украсьте наше дерево.

Если у вас все получилось, все понятно – наклейте желтый листок;

Если есть еще недочеты, сомнения – наклейте красный листок;

Посмотрите какое красивое осеннее дерево у нас получилось.

Я надеюсь, что этот урок помог вам подняться еще на одну ступеньку грамотности.

Спасибо всем за работу. Урок окончен.





Внимание, только СЕГОДНЯ!
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *